jalla00 (jalla00) wrote,
jalla00
jalla00

Category:

Ара Мусаян. Почему Берлиозу в романе Булгакова отрезают голову…

Originally posted by nkbokov at Ара Мусаян. Почему Берлиозу в романе Булгакова отрезают голову…

Генезис литературного образа

(с любезного разрешения автора. © Ara Moussaïan)

Как известно, "Фантастическая симфония" состоит из 5 частей (засвидетельствованное влияние пятичастной же 6-ой Бетховена).

Это первое зрелое произведение 26-летнего Берлиоза (1830-1832). Композитор назвал ее «Эпизод из жизни артиста. Артистом, о котором говорилось в программе симфонии, был сам Берлиоз, пере­живавший романтическую драму любви к знаменитой ирландской актрисе Генри­етте Смитсон. Весь Париж с любопытством следил за развитием этой драмы, принявшей, как и все у Берлиоза, колоссальные масштабы.

«Фантастическая симфония» – первая программная симфония в истории романтической  музыки. Б. сам написал текст программы, представляющий подробное изложение сюже­та."

 И вот что мы читаем в описаниях 4-ой и 5-ой частей, взятые из программы, сопровождающей, согласно пожеланию композитора, публичные исполнения его детища:

Четвертая часть. — Шествие на казнь.

Убедившись, что возлюбленная не только не откликается на его любовь, но и не способна понять его, и вдобавок недостойна его, артист отравляется опиумом. Доза наркотика, слишком слабая, чтобы умертвить его, повергает его в тяжелое забытье, сопровождаемое тяжелыми видениями. Ему кажется, что он убил ту, которую любил, что он приговорен к смерти и его ведут на казнь. Кортеж движется под звуки марша, то мрачного и зловещего, то блестящего и торжественного, в котором глухой шум тяжелых шагов следует без перерыва за самыми громкими выкриками. В конце вновь появляется на миг "навязчивая идея" (любовный лейтмотив, пересекающий все части произведения), как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом. Слышатся четыре нисходящих ноты, изображающие катящуюся голову казненного.

Пятая часть. — Сон в ночь шабаша.

Он видит себя на шабаше, среди ужасного скопища теней, колдунов, чудовищ всякого рода, собравшихся на его похороны. Странные шумы, завывания, взрывы смеха, отдаленные крики, которым, кажется, отвечают другие крики. Любимая появляется снова; но она утратила свой характер благородства и робости; это не что иное, как непристойный танец, тривиальный и гротескный, это она пришла на шабаш... радостный вой при ее приходе... она вмешивается в дьявольскую оргию... Похоронный звон, шутовская пародия на Dies irae; хоровод шабаша. Хоровод шабаша и Dies irae вместе».

Вот что пишет в заключении анонимный автор предыдущей выдержки из интернета: "Название V части – «Сон в ночь шабаша» – пародирует название известной комедии Шекспира. Силы зла показаны здесь в том демоническом аспекте, который стал типичным для романтиков. Финал напоминает грандиозную театральную сцену, вроде веберовской сцены в «Волчьем ущелье» с ее оркестровыми открытиями.

В медленном вступлении возникает картина слетающейся на шабаш «нечис­ти» (таинственное шуршание струнных, глухие удары литавр, писк флейты пикко­ло и др. деревянных на одном повторяющемся звуке, звучание засурдиненной валторны создают причудливый, фантастический колорит). В центре вступления – явление возлюбленной, но это не идеальный образ, а ведьма, исполняющая непристойный танец. Кларнет пикколо, словно кривляясь, под аккомпанемент литавр интонирует неузнаваемо измененный лейтмотив. Прием трансформации тематизма, впервые использованный Берлиозом, получил широкое применение в творчестве многих композиторов XIX-XX веков.

Отдаленное звучание колоколов возвещает появление еще одной пародийно трактуемой темы – это средневековый напев Dies irae (тубы и фаготы), открывающий «черную мессу». Тема строгого хорала в ней повторяется в уменьшении с иной ритми­ческой акцентировкой и далее еще более ускоряется.

Основной раздел Финала – хоровод шабаша, построенный в виде фугато. Танец растет, вовлекает в свое движение весь оркестр, приобретает характер оргии. Среди множества орк. эффектов, изобретенных Берлиозом, один из самых знаме­нитых – в эпизоде пляски мертвецов, стук костей которых передается игрой древком смычка на скрипках и альтах. В кульминации тема хоровода полифонически соединяется с темой Dies irae."

____________________

C Берлиозом ясно. Теперь  -- почему Стравинский -- главпсихиатр в романе Булгакова?
Tags: музыка, хи-хи
Subscribe

  • воды ещё больше

    пишут, что полицейские спасли двух косуль из воды(из прессы). вода продолжает прибывать. утром было уже 8,60м. на "часах", показывающих, уровень…

  • много воды

    наводнение усилилось, и с завтрашнего дня прекращается судоходство по рейну, чтобы большие волны от проходящих судов не повредили плотины. вчера мы…

  • ленин-гриб

    предыдущий пост я озаглавила элегично:"в разливе ", думала об ассоциациях с левитаном , а народ на элегию не повёлся, и про ленина в шалаше написал.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments